- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Инвестиционная привлекательность предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002157 |
Тема: | Инвестиционная привлекательность предприятия |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» Институт финансов, экономики и управления (институт) Кафедра «Финансы и кредит» (кафедра) ___________________________________________ (код и наименование направления подготовки, специальности) ___________________________________________ (наименование профиля, специализации) ВЫПУСКНАЯ БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему «Инвестиционная привлекательность предприятия (на примере ООО «КОМПАНИЯ ТВЕРЬ ПАК»)» Студент(ка) Ю.А. Константинова (И.О. Фамилия) (личная подпись) Руководитель Ю.А. Анисимова (И.О. Фамилия) (личная подпись) Консультанты (И.О. Фамилия) (личная подпись) (И.О. Фамилия) (личная подпись) Допустить к защите Заведующий кафедрой _____________________________ ________________ (ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись) «_____»______________________20_____г. Тольятти 2017 Содержание Введение 4 Глава 1. Теоретические аспекты формирования инвестиционной привлекательности предприятия 6 1.1 Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия 6 1.2 Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия 11 1.3 Показатели и методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия 16 Введение Проблема, исследуемая в данной работе, - это проблема анализа инвестиционной привлекательности организации и методы ее оценки. Актуальность темы заключается в том, что существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом является объективной реальностью и общепризнанным фактом. Принятие решений об инвестициях требует сопоставления потенциальных, ожидаемых в будущем прибылей с затратами на капитальные вложения. Поскольку на средства, замораживаемые в инвестициях, можно было бы получить хотя бы рыночный процент, выгодность вложений определяется сравнением с процентной ставкой. Но ключевым моментом оказывается то, что выгода - величина ожидаемая, планируемая, а, следовательно, в какой - то степени случайная. Поскольку экономические субъекты рассматривают риск как нежелательное явление, чем выше устанавливается норма окупаемости, тем больше премия за риск, которую фирма закладывает в своих расчетах как надбавку к процентной ставке. Если проект проходит по критерию окупаемости, то в условиях совершенного рынка капитала фирмам все равно, из каких источников его финансировать: из собственного капитала (нераспределенной прибыли), за счет выпуска долговых обязательств (облигаций), за счет целевых кредитов банка или привлечения новых акционеров. Но кризисная ситуация в платежно-расчетной системе России подавляет мотивы к инвестиционной деятельности. Формирование и распределение прибыли при существующих накопленных обязательствах не позволяют предприятиям проводить необходимую модернизацию производства, формировать стратегию экономического роста. Неплатежи затрагивают текущую деятельность, в процессе которой у предприятий формируются фонды для осуществления инвестиционной деятельности. Амортизационные средства фактически не инвестируются, а замораживаются в составе кредиторской задолженности. Таким образом, неплатежи, сокращение фондов накопления ограничивают возможности предприятий для капитальных вложений за счет собственных средств. Кандидатами в банкроты являются подавляющее большинство крупных и средних предприятий. В таких условиях, основным источником инвестиций для предприятия могут быть лишь внешние заимствования, в том числе и в виде банковского кредита. Для снижения банковского риска, а также прочих инвестиционных рисков, возникает острая необходимость в оценке кредитоспособности предприятий. Особенно это сложно в условиях информационной закрытости и отсутствия каких-либо информационных систем по фирмам - резидентам. Поэтому, практическая значимость вопросов, связанных с определением инвестиционной привлекательности предприятий не вызывает сомнений, т.к. без инвестиционных вливаний в хозяйственные звенья невозможны стабилизация экономики и выход из экономического кризиса. От решения данной проблемы зависит и жизнеспособность предприятия. Главным слагаемым в методике определения инвестиционной привлекательности выступает использование финансового анализа в качестве основного механизма обеспечения финансовой устойчивости предприятия и оценки его привлекательности для потенциальных инвесторов. Высказанные выше суждения обусловили выбор темы данной работы. Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия определить инвестиционную привлекательность предприятия на примере ООО «КОМПАНИЯ ТВЕРЬ ПАК». В соответствии с целью, были определен следующий круг задач: В первой главе: проанализировать теоретические аспекты формирования инвестиционной привлекательности предприятия. Во второй главе: произвести оценка инвестиционной привлекательности предприятия ООО «КОМПАНИЯ ТВЕРЬ ПАК». В третьей главе: описать мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности ООО «КОМПАНИЯ ТВЕРЬ ПАК». Таким образом, решив данные задачи, можно будет всесторонне и верно изучить и проанализировать инвестиционную привлекательность организации на примере ООО «КОМПАНИЯ ТВЕРЬ ПАК». Глава 1. Теоретические аспекты формирования инвестиционной привлекательности предприятия 1.1 Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия В современном мире предприятия работают в жестком конкурентном пространстве. Для стабильного развития предприятию необходимо постоянно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, предлагая на рынке современный, качественный, удовлетворяющий потребителя товар. Постоянное развитие организации требует регулярных инвестиций как в основные средства и научно-технические разработки, так и на другие цели направленные на получение положительного эффекта. Для привлечения данных инвестиций предприятию необходимо следить за инвестиционной привлекательностью. Понятие «инвестиционная привлекательность» все еще остается предметом научных дискуссий. С позиций инвесторов, инвестиционная привлекательность предприятия - это система количественных и качественных факторов, характеризующая платежеспособный спрос предприятия на инвестиции. В современной экономической литературе практически нет четкости в определении сущности инвестиционной привлекательности и правильной системы ее оценки. Так, Глазунов В.И. утверждает, что оценка инвестиционной привлекательности должна дать ответ на вопрос куда, когда и сколько ресурсов может направить инвестор в процессе осуществления инвестиций.1 Осмоловский В.В. сводит определение инвестиционной привлекательности объекта в основном к эвристическим методам связанных с ранжированием исследуемых объектов на основании оценки специалистов (экспертов). Отсюда, инвестиционная привлекательность касается сравнения нескольких объектов с целью определения лучшего, худшего, среднего.2 Многие специалисты приравнивают инвестиционную привлекательность к оценке эффективности инвестиционных проектов. Инвестиционную привлекательность предприятия также считают определенной совокупностью характеристик его производственной, а так же коммерческой, финансовой, в некоторой степени управленческой деятельности и особенностей того или иного инвестиционного климата, по результатам которого свидетельствуют о целесообразности и необходимости осуществления инвестиций в него. Профессор Ендовицкий В.А. считает, что инвестиционная привлекательность предприятия (ИПП) – это комплексный показатель характеризующий целесообразность инвестирования средств в данное предприятие.3 В настоящее время предприятия используют множество инструментов по привлечению финансирования. Самые распространенные способы привлечения инвестиций это: Займы в кредитных организациях. Привлечение инвестиций на фондовом рынке: выпуск облигаций проведение IPO и SPO. Привлечение стратегического инвестора. Первый вариант самый простой, но в тоже время один из самых дорогих. В этом случае привлечения денежных средств путём оформления банковского кредита основные (значимые) условия займа (объём, срок, величина процентной ставки и т.п.) определяются кредитором, то есть банком, на основании установленной в данном конкретном банке кредитной политики. Поэтому такое финансирование предоставляется лишь компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и предоставившим необходимый залог, стоимость которого больше кредита. В случае провала инновационного проекта компания возвращает кредит за счет собственных средств, уставного капитала, продажи основных средств производства. Привлечение инвестиций на фондовом рынке и поиск стратегического инвестора требуют от предприятия открытой отчетности, контроля за финансовыми потоками, прозрачности бизнеса. Чем выше инвестиционная привлекательность предприятия, тем больше вероятность получить инвестиции. Наиболее полным определением инвестиционной привлекательности является: инвестиционная привлекательность – это «экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции»4. Каждый инвестор преследует свои цели, вкладываясь в предприятие. В зависимости от целей инвесторов можно разделить на две группы: финансовых и стратегических инвесторов. Инвестор финансового типа: стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта; не стремится к приобретению контрольного пакета; не стремится сменить менеджмент компании. В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниями и фондами, фондами венчурных инвестиций. Большая часть сделок таких инвесторов проходит на вторичном рынке и прямо не приносят предприятию дополнительных инвестиций, но покупка ценных бумаг компании приводит к росту рыночной капитализации компании. Данные инвесторы получают прибыль с дивидендов или купонов, выплачиваемую компанией, и с роста курса ценных бумаг предприятия. Доходность за период владения (HPR) рассчитывается как:5 r=(CF+(I_1- I_0))/I_0 = CF/I_0 + (I_1- I_0)/I_0 = r_c+ r_I где CF – поток текущих доходов, полученных владельцем от вложенного капитала за период; I_0 – первоначальная сумма вложенного капитала (инвестиции на начало периода); I_1 – конечная (наращенная) сумма вложенного капитала (инвестиции на конец периода); r_c – текущая доходность; r_I – доходность прироста капитала (капитализированная доходность); r – полная доходность. Инвестор стратегического типа: стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности; стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании; активно участвует в управлении компанией; в основном, стремится инвестировать в компании из смежных отраслей; принимает «участие» в инвестировании, часто не ограничиваясь конкретными сроками. Российская специфика стратегического инвестирования заключается в том, что инвестор стремится к получению полного контроля над финансируемым бизнесом. Обычно в качестве стратегического инвестора выступает компания, деятельность которой связана с бизнесом приобретаемой компании инвесторы. Весь анализ ИПП можно разбить на следующие составляющие: анализ потенциальной прибыли – исследование альтернативных вариантов вложений, сравнение прибыльности и уровня риска; финансовый анализ – изучение финансовой устойчивости предприятия; прогнозирование развитие предприятия на основе имеющихся данных; рыночный анализ – оценка перспектив товара на рынке, насыщенность рынка аналогичными товарами (емкость рынка, продвижение на него); технологический анализ – исследование технико-экономических альтернатив проекта, различных вариантов использования имеющихся технологий; поиск оптимального для данного инвестиционного проекта технологического решения; управленческий анализ – оценка организационной и административной политики предприятия, а также выработка рекомендаций в части, организационной структуры, организации деятельности, комплектования и обучения персонала; экологический анализ – оценка потенциального ущерба окружающей среде проектом и определение необходимых мер, смягчающих и предотвращающих возможные последствия; социальный анализ – определение пригодности вариантов проекта для жителей региона в целом (увеличение количества рабочих мест, изменение культурно-бытовых условий, улучшение жилищных условий). 1.2 Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия Инвестиционная привлекательность предприятия зависит от многих факторов, среди которых можно отметить следующие: финансовое положение, риск, эффективность развития производства, дивидендная политика, информация о деятельности и т.д. Все факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Они формируют системы внешних и внутренних рисков инвестиционного проекта, имеющие особое значение для решения данной задачи. 6 Внешние факторы – это факторы, не зависящие от результатов хозяйственной деятельности предприятия. К данным факторам относятся: 1. Инвестиционная привлекательность территории, которая включает в себя следующие параметры политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, развитость инфраструктуры, человеческий потенциал территории. Оценкой инвестиционной привлекательности государств и регионов занимаются рейтинговые агентства (Standard&Poors, Moody’s, Fitch, Эксперт РА). 2. Инвестиционная привлекательность отрасли, включающая в себя: уровень конкуренции в отрасли; текущее развитие отрасли; динамику и структуру инвестиций в отрасль; стадию развития отрасли. Анализ этих составляющих является важным этапом инвестиционного анализа. Инвестиционная привлекательность отрасли характеризуется рядом параметров, наиболее существенными из которых является: темп роста объемов производства, темп роста цен на факторы производства, финансовое состояние отрасли, наличие инноваций и степень НИОКР. На состояние инвестиционной привлекательности отрасли оказывают влияние ряд факторов: макроэкономическая среда; экологическая безопасность; состояние инфраструктуры; уровень производственного процесса в отрасли; кадровая составляющая; финансовая среда. К внутренним факторам относятся факторы, которые зависят непосредственно от результата хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому именно внутренние факторы являются основным рычагом влияния на инвестиционную привлекательность предприятия. Подробно рассмотрим внутренние факторы: 1. Финансовое состояние предприятия, оценивающееся на основе следующих показателей: коэффициента соотношения заемных и собственных средств, коэффициента текущей ликвидности, коэффициента оборачиваемости активов, рентабельности продаж по чистой прибыли, рентабельности собственного капитала по чистой прибыли. 2. Организационная структура управления компанией: доля миноритарных акционеров в структуре собственников компании, степень влияния государства на компанию, степень раскрытия финансовой и управленческой информации, доля чистой прибыли выплачивающейся компаний за последние годы. 3. Степень инновационности продукции компании. 4. Стабильность генерирования денежного потока. 5. Уровень диверсификации продукции компании. Для получения информации о деятельности интересующей компании можно использовать различные источники. Для классификации источники делят на две группы: внешние и внутренние. Внешние источники информации: архивы банков, отчеты консалтинговых аудиторских агентств, информация о предприятии в СМИ, данные фондового рынка информация от партнеров предприятия. Внутренние источники информации характеризуются низкой частотой получения и, как правило, связаны с подготовкой квартальной или годовой отчетности: бухгалтерская отчетность, внутренние финансовые отчеты, внутренние управленческие отчеты, документы планирования, налоговая отчетность, уставные документы. Так же возможно разделение факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность другим способом. Рассмотрим основные факторы, которые следует учитывать при оценке инвестиционной привлекательности предприятия: 1. Отраслевая принадлежность. Общеизвестно, что конкурентоспособность продукции на рынке в немалой степени зависит от репутации соответствующей отрасли, страны на мировом рынке. При конкуренции предприятию отрасли, успешно работающей на рынке, преимущество обеспечивается тем, что, как правило, само предприятие ассоциируется со всеми предприятиями страны, входящими в данную отрасль. Нечто похожее происходит и с предприятиями страны, входящими в отрасль, чья продукция не пользуется высокой репутацией. Вряд ли рынок положительно отреагирует на новый продукт от ранее неизвестного предприятия, даже если он высокого качества. Должно пройти немало лет, чтобы этот фактор нашел признание. 2. Владельцы предприятия. Характер владения, то есть, кому принадлежит контрольный пакет акций и крупные пакеты, имеет существенное значение не только для текущей деятельности предприятия, но и для его успешного развития. В зависимости от характера владения должна строиться система управления предприятием. Важным аспектом является также репутация владельцев в обществе и на рынке. Негативная информация может оказать плохое влияние на успех реализации проекта. 3. Производственный потенциал. Состояние производственного потенциала предприятия оказывает прямое влияние на его инвестиционную привлекательность, но практически не учитывается инвесторами и кредиторами. Чаще принято оценивать финансовое состояние или говорить об имеющемся капитале предприятия и эффективности управления им. Но следует иметь в виду, что на самом деле капитал работает лишь после перехода в производственную форму, становясь структурой производственного потенциала. Таким образом, капитал превращается в основные фонды, оборотные средства и нематериальные активы. Можно получить количественную оценку величины капитала в денежной форме, содержащуюся в перечисленных выше составляющих производственного потенциала для любого предприятия. Но есть и другая часть, которую выразить в денежной форме достоверно невозможно. В эту часть производственного потенциала входят: кадровая составляющая, уровень организации труда и уровень организации производства. Но данная часть не поддается строгой количественной оценке. Без нее производственного потенциала предприятия практически не существует, поскольку основные фонды и нематериальные активы сами по себе работать не могут. 4. Менеджмент предприятия. При анализе менеджмента изучается макро-уровень управления предприятием от качества разработки документов, связанных с управлением и наличием стратегического менеджмента, до того, насколько совершенна система налогового планирования предприятия. 5. Местонахождение. В российских условиях этот фактор может оказать решающее значение в инвестиционной привлекательности предприятия. Сегодня практически в каждом регионе страны можно найти предприятие и нередко они являются градообразующими, которые довести до конкурентоспособного состояния не представляется возможным, а, следовательно, и окупить инвестиции, вкладываемые в них. Это инвестиционный тупик — мертвая зона для инвестиционных проектов, реализуемых на коммерческой основе. Отношения с властью. Инвестору необходимо выяснить, какие отношения сложились с местной властью. Будет ли власть содействовать успеху проекта или возводить препятствия на пути его реализации. Инвестиционная программа. Кредитору и инвестору необходимо знакомиться с документами не только на кредитуемый или финансируемый инвестиционный проект, но и на всю совокупность инвестиционных проектов предприятия. Анализ подобной программы непростое и деликатное дело, его в каждой конкретной ситуации следует выполнять с учетом реально существующих условий и интересов сторон — участников инвестиционного проекта. Необходима объективная оценка всех реально существующих рисков. Таким образом, инвестиционная привлекательность предприятия зависит от множества факторов таких как политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, экономическая ситуация в отрасли, квалификация персонала, финансовые показатели и т.д. 1.3 Показатели и методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия В ходе оценки инвестиционной привлекательности предприятия применяются различные методики.7 Одними из основных являются: — методика функционально – стоимостного анализа — методика комплексного экономического анализа — балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности Функционально-стоимостной анализ представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, который основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций (путем организационных, технических, технологических и др. изменений производства) при одновременном исключении лишних функций. Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического решения. Для достижения этой цели с помощью анализа должны решаться следующие задачи: —общая характеристика объекта исследования; —детализация объекта на функции; —группировка выделенных функций на главные, вспомогательные и ненужные; —определение и группировка затрат соответственно выделенным функциям; —исчисление суммы затрат на изготовление изделия при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений; —разработка предложений по технологическому и организационному усовершенствованию производства. Объектами ФСА могут быть как отдельные виды изделий, так и технологические процессы. С целью обеспечения наибольшей отдачи от выполнения работ по ФСА необходимо соблюдать ряд основных правил при проведении аналитического исследования. Наиболее важными являются следующие. Принцип ранней диагностики. Сущность его состоит в том, что величина выявленных резервов зависит от того, на какой стадии жизненного цикла изделия проводится ФСА: предпроизводственной, производственной, эксплуатации, утилизации. Как правило, излишние затраты в основном закладываются на этапе проектирования. Следовательно, наибольший эффект от проведения анализа может быть получен на этом этапе, когда можно предупредить излишние затраты не только на изготовление изделия, но и на подготовку его производства. На стадии промышленного выпуска продукции размер эффекта снижается за счет того, что уже проведены работы по обеспечению его функционирования (создание производственных мощностей, изготовление оснастки, приобретение оборудования и т.д.), налажен производственный процесс. Вмешательство в этот процесс не обойдется без потерь. Еще большие потери будут при внесении изменений в конструкцию изделия на стадии его эксплуатации. Поэтому наиболее целесообразно проводить ФСА при конструкторской разработке изделий. К примеру, ликвидировать ошибку при разработке изделия в 10 раз дешевле, чем в процессе производства и в 100 раз дешевле, чем в процессе эксплуатации изделия потребителями. Принцип приоритета. Так как метод ФСА не имеет пока широкого распространения и не охватывает всевозможные объекты (виды продукции, технологии и т.д.), а количество специалистов, которые владеют методикой, ограничено, в первую очередь ФСА должны подлежать изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки и будут производиться в больших масштабах. Это позволит, с одной стороны, максимизировать эффект ФСА при минимально возможных затратах на его проведение. Кроме того, значительный эффект, полученный в этом случае, будет способствовать более широкому признанию ФСА. Принцип оптимальной детализации. Главный смысл ФСА — выделение потребительских функций, свойственных объекту. Но если исследуемый объект достаточно сложный, то в результате его деления на функции последних может образоваться очень много (десятки, а то и сотни). Такая узкая детализация делает очень громоздкой, малопонятной программу анализа и вряд ли будет способствовать быстроте и результативности его выполнения. Если на практике встречается проблема исследования сложных объектов, то ее лучше решить в два этапа: 1) деление объекта на крупные части (отдельные узлы машин или приспособления, более-менее обособленные группы технологических операций); 2) выполнение ФСА каждого из выделенных более мелких объектов. В отдельных случаях при предварительной детализации может выясниться, что наиболее интересной для анализа является какая-либо одна часть объекта. Изучение же остальных нецелесообразно с точки зрения эффективности анализа. Принцип последовательности. Выполнение комплекса работ по ФСА требует определенной последовательности в исследовании, прежде всего предварительного изучения будущего объекта и всех обстоятельств, которые связаны с его производством и использованием. При этом необходимо пользоваться логической схемой детализации - от общего к частному (объект — узел - функция). Следует иметь в виду, что при выполнении ФСА результаты его проведения на каждом этапе зависят от полноты и качества выполненных работ на предыдущих этапах. Принцип выделения ведущего звена (ликвидации узких мест). Почти всегда при анализе выясняется, что или в хозяйственном комплексе, или в отдельно взятом изделии существует какая-то часть, которая требует больших затрат на обеспечение жизнеспособности этого объекта или сдерживает получение эффекта от его функционирования (использования). Очевидно, что с точки зрения анализа исследование наиболее целесообразно направить на ликвидацию этих сдерживающих обстоятельств или направлений. Благодаря такому выбору направлений исследования минимальные затраты на проведение ФСА приведут к активизации всей анализируемой системы и значительно повысят общий эффект от ее функционирования. Использование изложенных принципов, может существенно повысить эффективность работ по ФСА. Методика комплексного экономического анализа проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Это могут быть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности либо методики комплексного анализа. Надо отметить, что каждому виду анализа соответствует своя методика. Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования. Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по исполнению аналитического исследования. Она содержит такие моменты, как: а) задачи и формулировки целей анализа; б) объекты анализа; в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа; г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования; д) описание способов исследования изучаемых объектов; е) источники данных, на основании которых производится анализ; ж) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования); з) технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации; к) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа; л) потребители результатов анализа. Более подробно остановимся на двух элементах методики АХД: последовательности выполнения аналитической работы; способах исследования изучаемых объектов. При выполнении комплексного АХД выделяются следующие этапы. На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы. На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа. На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.). На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д. На пятом этапе выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат. На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства. На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию. Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики АХД. В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы, и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для: первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации); изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов; определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий; подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства; обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий; обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий. В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок). Для изучения влияния факторов на результат хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д. Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Но определенную роль он играет и в АХД. Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования. Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой - фактическое их наличие. При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени. Чтобы определить обеспеченность животных кормами, разрабатывается кормовой баланс, в котором, с одной стороны, показывается плановая потребность в фураже, а с другой — его фактическое наличие. Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами. Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя . Если такая тождественность отсутствует, то это свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах. Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В конкретном анализе можно вспомнить модели, построенные на основе товарного баланса, оборота стада и др. Например, Он + П = = Р + В + Ок, отсюда Р = Он + П - В -Ок, где Он - остаток товаров на начало года; П - поступление товаров; Р - продажа товаров; В - другие источники расхода товаров; Ок - остаток товаров на конец года. В некоторых случаях балансовый способ может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов: 8 Одним из важных этапов оценки инвестиционной привлекательности выступает анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью оценивается привлекательность и перспективность данного предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников. Финансовое состояние предприятия – это понятие и его характеристики, которые опираются на оценку эффективности размещения средств, наличие необходимой финансовой базы, организация рас....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: